Советы родителям как развивать волю ребенка

Педагог – психолог
НДОУ № 94 ОАО «РЖД»
Гаврилова Н.В

1. Создайте внешние опоры (условные сигналы), помогающие ребенку осуществлять саморегуляцию. Например, красный шарик — нельзя делать; зеленый — молодец и т.д. Сигналы могут быть как образные, так и звуковые.

2. Контролером поведения ребенка является любимая игрушка. Говорите от лица игрушки. Например: «Мишка (белочка) смотрят как ты моешь ручки (одеваешься) и т.д.

3. Соревнование со взрослыми. Разбрасывает кубики. Предлагает играть в самого меткого охотника. Забрасываем кубики в коробку. Показываем как нужно делать. Хвалим действия ребенка.

4. Выполнение простых поручений. Ребенку дается задание: принести, сложить, рассказать что-то и т.д. Затем ребенок просит вас выполнять задания. Начинаете с действий с предметами. Постепенно усложняйте.

5. Выдвижение промежуточных целей. Ребенок требует исполнения своих желаний: просится на руки, требует купить игрушку и т.д. Предложите ребенку пойти посмотреть на собачку, покормить птиц, дойти до следующего дерева и т.п. Тем самым взрослые ставят перед ребенком промежуточные цели, достижение которых подкрепляется похвалой.

6. Ограничение и конкретизация цели. Попросит ребенка не просто нарисовать кружок, а уточнить сколько. «Нарисуй два (строчку) кружком. Тем самым вы конкретизируете объем работы. Попросите «не убрать игрушки, а убрать ТРИ игрушки. Конкретизация не пугает ребенка.

7.Дозированное увеличение задания, нарастание усилий. Например, на первом этапе вы просите нарисовать один квадрат, очень красивый. Затем нарисовать еще более красивый. Проведите анализ нарисованных предметов: какие фрагменты получились и нет и почему.

8.Создание возможности выбора цели. «Как ты хочешь и почему? Как ты считаешь и почему» Вопрос «Почему?» необходим для осознания ребенком действия.

9. Создание ситуации борьбы мотивов. Всегда спрашивайте у ребенка «Почему ты так хочешь? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил другой ребенок (сказочный герой), почему?»

10. прогнозирование и обсуждение возможных последствий данных действий «А что будет, если…?»