Детский этикет

Воспитатель Соколова Н.С.

Принципы современного этикета:

— разумность и необходимость соблюдения правил этикета;
— проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
— отработка прочных манер;
— обращать внимание на свой внешний вид;
— умение делать всё красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;
— соблюдение национальных обычаев и традиций.


«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является — народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек.
(Михаил Юхма)

Этикет, как органическая часть поведенческой культуры, является порядком поведения, и в жизни общества этикет играет весьма важную роль, выполняя ряд функций: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую и эстетическую. Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.

Воспитатель для дошкольника — первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т.е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т.е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т.е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Обобщая и анализируя опыт практического воспитания детей можно как В.А.Сухомлинский выделили четыре основных условия, делающих всякого ребёнка воспитанным:

1) радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
2) сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей;
3) вера в другого человека, наличие старшего друга;
4) красота, духовная жизнь в мире прекрасного.